Биография
Анджей Сапковский родился в 1948 году в г. Лодзь. Окончил университет г. Лодзь, факультет внешней торговли. По окончании университета работал в торговле.
В 1986 году написал свою первую фэнтезийную новеллу "Wiedzmin", в которой создал своего главного героя – Ведьмака, мастера меча иволшебства, который сражается с монстрами в своем фэнтезийном мире. Первые несколько рассказов о Ведьмаке были изданы в книге "Wiedzmin".
Интересно? Читаем дальше!В 1990 году была издана вторая книга, состоящая из семи новелл под одним общим заглавием "Ostatnie zyczenie" («Последнее желание»), которая была переиздана в 1993 году. В 1992 году - третья книга, состоящая из шести рассказов, объединенных титулом "Miecz przeznaczenia" («Меч предназначения»). Все эти тринадцать рассказов переведены на русский язык в однотомном издании «Ведьмак».
В 1994 году начал пятитомную сагу о Ведьмаке и Ведьмачке: 1994 г. -"Krew elfow" («Кровь эльфов»), 1995 г. - "Czas pogardy" («Час презрения»), 1996 г. - "Chrzest ognia" («Крещение огнем»), 1997 г. -"Wieza Jaskolki" («Башня ласточки»), 1999 г. - "Pani Jeziora"(«Владычица озера»).
В 1995 году был издан «Мир короля Артура» – эссе, в котором автор попытался разобраться в причинах популярности легенд о короле Артуре среди современных читателей и о влиянии этих легенд на творчество некоторых авторов ХХ-го столетия. Книга включает также новеллу «Maladie» – собственную вариацию по мотивам легенды о Тристане и Изольде.
В 1998 году за «наиболее интересный вклад в польскую культуру» Сапковский был удостоен престижной премии еженедельника «Polityka».
Среди заслуг автора также масса критических статей о фентези и для тех, кто ею увлекается. Таких как "Пособие для начинающих писателей фентези", "Пируг, или нет золота в Серых горах" (статья о современных проблемах фенези как литературы), "Меч, магия, экран" (про экранизации) и многих других.
В 2000 году вышел большой труд по мифологическим существам - "Rekopisznaleziony w Smoczej Jaskini" "Бестиарий", в котором с присущим автору юмором расскрывается мир существ, населяющих наш мир и миры писателей фентези.
Сапковский — автор сюжета компьютерной игры «The Eye of Yrrhedes» («Око Иррдеса»), очень популярной в Польше. За исключением первого сборника рассказов о Ведьмаке, Сапковский постоянно сотрудничает с издательством «superNOWA».
Помимо этого, Сапковский является автором множества небольших рассказов («Случай в Мисчиф-Крик», «Музыканты», «В воронке от бомбы» и др.), а сейчас ведёт работу над своей второй сагой — «Сагой о Рейневане» («Narrenturm» («Башня шутов»), «Boży bojownicy» («Божьи воины»)) в которой речь идёт о средневековой Европе и Гуситских воинах.
Произведения Сапковского изданы на чешском, русском и немецком языках. Он признан лучшим автором на ЕвроКоне-1996 и РосКоне-2001. По заявлениям издателей, Сапковский входит в пятерку самых издаваемых авторов Польши. Сам же писатель, как правило, не распространяется о тиражах своих книг.О себе Сапковский написал так
Анджей Сапковский, АС польской фэнтези, явился на свет под знаком Близнецов чертовски давно тому назад. Во всех занятиях, действиях и профессиях, которыми он занимался в жизни, он всегда оказывался enfant terrible. К сожалению, к фантастике он обратился очень поздно, чтобы у любителей этого жанра, так называемых “фэнов”, слыть кем-то иным, нежели, дряхлым стариком. Впрочем, Сапковского не волнует мнение так называемого "фэндома”, ибо вышеупомянутый фэндом он считает чем-то вроде почитателей Скрипящих Скрипунов и Болтливых Болтунов, то есть группировкой, которая с точки зрения значимости для страны и народа далеко отстает от Союза Заводчиков Мелких и Пернатых Животных.
Имеет место мнение, будто Сапковский пишет фэнтези лишь постольку, поскольку не в состоянии написать ничего иного. Некоторые утверждают, что Сапковский ищет в фэнтези бегства от реальности, которая его ужасает. Слышны также голоса, утверждающие, якобы Сапковский страдает легкой формой шизофрении и глубоко верит в чары, вампиров, драконов и прочих кощеев, то есть описывает собственные галлюцинации. Существует также значительная группа, считающая, что Сапковский пишет ради денег, ибо он сверх всякого воображения безмерно алчен и жаден. В последнее время пробиваются голоса, склонные считать творчество Сапковского неудачной попыткой понравиться столь же различным, сколь и многочисленным девицам и даже замужним дамам.
Поскольку сам автор отказывается комментировать истинность вышеприведенных мнений, постольку проблему подвергли анализу серьезные критики фантастической литературы, однако они не пришли ни к какому серьезному выводу, ограничившись исключительно тем, что окрестили Сапковского постмодернистом. Писатель почувствовал себя оскорбленным таким эпитетом и заявил, что его эротические склонности есть его личное дело и что если кто-то считает себя невинным, то, пожалуйста, он не возражает, пусть тот бросит в него камень.
Ну а коли уж пошла речь о наклонностях и предпочтениях, то об авторе “Ведьмака” и “Дороги без возврата” известно, что из животных он обожает кошек, из цветов — цветную капусту, а из чтива — в последнее время граффити на стенах и заборах. Перечень того, что он не любит, во-первых, слишком обширен, чтобы его где бы то ни было публиковать, а во-вторых, постоянно увеличивается.
P.S. Когда Сапковского спросили, как он относится к тому, что на основе его инициалов ему дали прозвище АС, Анджей Сапковский заявил, что прямо-таки ног под собой не чувствует от радости, ибо исключительно по счастливой случайности его не зовут Жаном Октавистом Пейрак-Адамкевичем.Библиография
Цикл "Ведьмак " (Wiedzmin)
читать дальше"Дорога, с которой не возвращаются" (Droga, z ktorej sie nie wraca, 1988)
"Последнее желание" (Ostatnie Zyczenie, 1993)
"Меч предназначения" (Miecz Przeznaczenia, 1992)
"Кровь эльфов" (Krew Elfow, 1994)
"Час презрения" (Czas Pogardy, 1995)
"Крещение огнем" (Chrzest Ognia, 1996)
"Башня Ласточки" (Wieza Jaskolki, 1997)
"Владычица Озера" (Pani Jeziora, 1998)
"Что-то кончится, что-то начнется" (Cos Sie Konczy, Cos Sie Zaczyna, 1992)Сага о Рейневане / Reynevanem
читать дальше"Башня шутов" (Narrenturm, 2002)
"Божьи воины" (Boży bojownicy, 2004)
"Негасимый свет" (Lux perpetua (2006)Повести и рассказы
читать дальше"Музыканты" (Muzykanci, 1989)
"Тандарадай!" (Tandaradei!, 1990)
"В воронке от бомбы" (W leju po bombie, 1992)
"Боевой пыл" (Battle dust. 1994)
"Maladie" (1995)
"Золотой полдень"(Zlote popoludnie, 1997)
"Случай в Мисчиф-Крик" (Zdarzenie w Mischief Creek, 1999)
"Spanienkreuz" (2007)Эссе и статьи
читать дальше"SF pod koniec stulecia" (1991)
"Wyznania konformisty" (1992)
"Вареник, или Нет золота в Серых горах" (Pirog, czyli nie ma zlota w gorach szarych, 1992)
"Сапковский представляет Сапковского" (1992)
"Kocia magia" (1994)
"Fast forward, czyli jak przestałem się przejmować i pokochałem Sonic" (1994)
"Amalgamat" (1994)
"Кенсинггонский Парк" (Kensington Gardens, 1994)
"На перевалах Bullshit Mountains" (Na przeleczach Bullshit Mountains, 1994)
"В горах коровьих лепешек" (W gorach bawolego gowna, 1994)
"Утилизированная крыса" (Szczur zutylizowany, 1994)
"Ya hoi! Ya hoi! Ya harri hoi!" (1995)
"Na początku był tylko hałas" (1995)
"Co tam, panie, w Fantasy?" (1995)
"Мир короля Артура" (Swiat krola Artura, 1995)
"Имя Есть Знаменье" (Dla tych co pierwszy raz, 1995)
"Без карты ни на шаг" (Niech się ukaże powierzchnia sucha, 1995)
"Daj, ać ja pobruszę, a ty przynieœ koncerz: epistemologiczny dodatek doporadnika dla piszących fantasy" (1996)
"Niezłomny jest Związek..." (1996)
"Sierżant Kiełbasa i kot Hamilton. Poradnika dla piszących fantasy ciąg dalszy" (1996)
"Stylizacja, frustracja, detronizacja" (1996)
"Ratujmy elfy, czyli Mordoru zakusom wrażym kres położym" (1997)
"Совет" (Porada, 1997)
"Меч, магия, экран" (Miecz, magia, ekran, 1997)
"Różowy pudel wiedźminem?" (1998)
"Pleno Titulo" (1998)
"Dwójka i trzy zera" (1999)
"Złotooki potwór wyobraźni" (1999)
"Leksykon miłośnika fantasy" (2000)
"Бестиарий" (Bestiariusz, 2000)
"Stwory światła, mroku, półmroku i ciemności" (2001)
"Czy kapitalizm będzie dominował w XXI wieku?" (2001)
Сериал "Ведьмак"
"В незапамятные времена, когда по земле бродили великаны и гномы, а коварные драконы похищали прекрасных принцесс, бесстрашные ведьмаки защищали мир от чудовищ, угрожавших людям. Среди них был Геральт из Ривии, поклявшийся помогать всем, кто оказался в беде, не вмешиваясь в мирские дела. Но кровавые монаршие распри и человеческая жестокость вынудили его встать на сторону маленького королевства Цинтра, которое пало жертвой расы сверхчеловеков, кровью и мечом завоевывающей соседние страны. Теперь отважный Геральт должен обойти полсвета, чтобы разыскать похищенную королеву Цири, ибо только она может восстановить мир и порядок в родной Цинтре. Защищая правду и карая зло, отважный ведьмак тяжелым мечом и великой магией освободит родные земли от тени захватчиков и вернет обитателям древних земель долгожданный мир и покой".
Это релиз на польский минисериал Ведьма́к (Wiedzmin), который является экранизацией романов Анджея Сапковского «Меч Предназначения» и «Последнее Желание», входящих в цикл «Ведьмак». В главной роли ведьмака Геральта снялся Михаил Жебровский.
Важнейшим отличием являются события, описанные в первых двух сериях, который имеют названия «Детство» и «Человек. Первая Встреча». Основное количество этих событий не имело места в книге, меньшинство же было упомянуто мимолетно в виде воспоминаний Геральта. Напомним, что первая глава книга начинается с описания странствий уже взрослого, опытного Геральта.
Кадры из фильма
Обложки к некоторым произведениям О биографии АСа мне удалось найти исключительно мало. Очень жаль...Зато в интернете есть забавные статьи и интервью с Анджеем о его книгах, трудностях перевода и т.д.