Крылата, когтиста и зла зело
Дата рождения: 16 марта 1884 года
Дата смерти: 06 января 1942

Биография
Он родился в Смоленске, в семье православного священника. В семье было ещё двое детей: сестра Нина умерла в детском возрасте от саркомы; брат Василий, студент ветеринарного института, утонул, катаясь на лодке.
Отец желал видеть в сыне продолжателя своего дела и отдал его в 1895 году в духовную семинарию. В 1901 Александр окончил духовную семинарию, но священником не стал, напротив, вышел оттуда убежденным атеистом. Наперекор отцу он поступил в Демидовский юридический лицей в Ярославле. Вскоре после смерти отца ему пришлось подрабатывать: Александр давал уроки, рисовал декорации для театра, играл на скрипке в оркестре цирка.
По окончании (в 1906) Демидовского лицея А. Беляев получил должность частного поверенного в Смоленске и скоро приобрел известность хорошего юриста. У него появилась постоянная клиентура. Выросли и материальные возможности: он смог снять и обставить хорошую квартиру, приобрести неплохую коллекцию картин, собрать большую библиотеку. Закончив какое-либо дело, он отправлялся путешествовать за границу; побывал во Франции, Италии, посетил Венецию.
В 1914 году оставил юриспруденцию ради литературы и театра.
В возрасте тридцати пяти лет А. Беляев заболел туберкулезным плевритом. Лечение оказалось неудачным — развился туберкулёз позвоночника, осложнившийся параличом ног. Тяжёлая болезнь на 6 лет, три из которых он был в гипсе, приковала его к постели. Молодая жена его покинула, сказав, что не для того она выходила замуж, чтобы ухаживать за больным мужем. В поисках специалистов, которые могли бы ему помочь, А. Беляев с матерью и старой няней попал в Ялту. Там, в больнице, он начал писать стихи. Не поддаваясь отчаянию, он занимается самообразованием: изучает иностранные языки, медицину, биологию, историю, технику, много читает (Жюля Верна, Герберта Уэллса, Константина Циолковского). Победив болезнь, в 1922 возвращается к полноценной жизни, начинает работать. Сначала А. Беляев стал воспитателем в детском доме, потом его устроили на должность инспектора уголовного розыска — он организовал там фотолабораторию, позже пришлось уйти в библиотеку. Жизнь в Ялте была очень тяжёлой, и А. Беляев с помощью знакомых перебрался с семьей в Москву (1923), устроился на работу юрисконсультом. Там начинает серьёзную литературную деятельность. Печатает научно-фантастические рассказы, повести в журналах «Вокруг света», «Знание-сила», «Всемирный следопыт», заслужив титул «советского Жюля Верна». В 1925 публикует повесть «Голова профессора Доуэля», которую сам Беляев называл историей автобиографической: хотел рассказать, «что может испытать голова без тела».
В Москве А. Беляев прожил до 1928 года; за это время им были написаны «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды», «Человек-амфибия», «Борьба в эфире», опубликован сборник рассказов. Писал автор не только под своим именем, но и под псевдонимами А.Ром и Арбел.
В 1928 году А. Беляев с семьёй переехал в Ленинград, и с этих пор занимался исключительно литературой, профессионально. Так появились «Властелин мира», «Подводные земледельцы», «Чудесный глаз», рассказы из серии «Изобретения профессора Вагнера». Печатались они, в основном, в Московских издательствах. Однако вскоре болезнь опять дала о себе знать, и пришлось переехать из дождливого Ленинграда в солнечный Киев.
1930 год оказался для писателя очень тяжёлым: от менингита умерла его шестилетняя дочь, рахитом заболела вторая, а вскоре обострилась и его собственная болезнь (спондилит). В итоге, в 1931 году семья вернулась в Ленинград.
В 1934 году встречается с Гербертом Уэллсом, приехавшим в Ленинград.
В 1938 году опубликовал статью «Золушка» о бедственном положении современной ему фантастики.
Незадолго до войны писатель перенес очередную операцию, поэтому на предложение эвакуироваться, когда началась война, он ответил отказом. Город Пушкин (пригород Ленинграда), где жил в последние годы А. Беляев с семьей, был оккупирован. В январе 1942 года писатель умер от голода. Оставшиеся в живых жена и дочь писателя были депортированы немцами в Польшу.
Место его захоронения достоверно не известно. А памятная стела на Казанском кладбище города Пушкин установлена лишь на предполагаемой могиле.

Библиография
Цикл "Изобретения профессора Вагнера"
Профессор Вагнер — человек, для которого невозможного не существует. Он может все. Дать цвету звук, превратится в радиоволны, создать летающий коврик. И при этом опирается только на науку.
"Творимые легенды и апокрифы" (1929)
"Ковер-самолет" (1936)
"Чертова мельница" (1929)
"Над бездной"
"Человек, который не спит" (1926)
"Гость из книжного шкафа" (1926)
"Амба" (1929)
"Хойти-Тойти" (1930)
"Невидимый свет" (1938)
Романы
"Остров погибших кораблей" (1926)
В Атлантическом океане, в районе Бермудских островов образовалось скопление саргасовых водорослей. Эти водоросли расположены настолько плотно, что все суда попадающие в скопление остаются в нем навсегда. Вместе с людьми, находящимися на борту. Попадают в это скопления и герои книги.
"Борьба в эфире" (1927)
В основу романа положены научные перспективы радиоэлектроники и телемеханики. В своём произведении автор предугадал ставшие для нас обычными стратосферные научные станции, дистанционное управление машинами и механизмами.
"Человек-амфибия" (1928)
Что произойдет, если человек получит возможность жить и на суше, и под водой? Принесет ли это ему счастье, или обречет на мучения? Перед Ихтиандром, человеком-амфибией, стоит жестокая необходимость выбирать: покой и свобода в океане или любовь, сопряженная со множеством опасностей на земле.
В романе «Человек-амфибия» сочетаются научность, занимательность и юмор. Это произведение не только об удивительном Ихтиандре, которого молва окрестила «морским дьяволом», оно также о предательстве и дружбе, о ненависти и любви.
"Человек, потерявший своё лицо" (1929)
Тонио Престо — великий артист. Тонио Престо — жалкий урод. Гений с лицом идиота, человек, приговорённый к телу шута.
Справедливо ли это, чтобы человек был приговорён к уродству, как к каторге? Ответ на этот вопрос в клинике доктора Цорна...
"Властелин мира" (1929)
Молодой изобретатель Штирнер изучает деятельность мозга живых существ и передачу мысли на расстояние. За поддержкой своих научных проектов Штирнер обращается к крупному банкиру Карлу Готлибу. Многочисленные опыты над животными и людьми дают поразительные результаты. Но Штирнера не устраивают отношения с банкиром, быть простым наемным прислужником не для него. Его амбиции — стать властелином мира, внушить любовь, подчинить всех и всякого свой власти, диктовать свои условия миру.
"Продавец воздуха" (1929)
Роман о попытке одного человека получать выгоду, продавая воздух! Специальное устройство собирает весь воздух Земли и аккумулирует его в твердом виде. Те кто захочет жить — будут платить злому гению...
"Подводные земледельцы" (1930)
Пожалуй одно из самых «земных», несмотря на место действия, произведений Беляева. Здесь нет попыток покорить мир или космос, создать улучшенного человека, или накормить всю Землю. Присутствует только тяжёлая и рутинная работа, но где! В 1930 г. автор, весьма правдоподобно, рассматривает возможность жизни и работы человека на автономной подводной станции. И если учесть определённую идеологическую составляющую, вполне в духе времени, то произведение, является прекрасной попыткой представить, как можно улучшить обычное земное существование.
"Прыжок в ничто" (1933)
Профессор Цандер- инженер ракетостроитель с мировым именем создает корабль «Ноев ковчег», позволяющий совершить прыжок на иные планеты. Акционерное общество «Ноев ковчег» состоит из богатых аристократов и банкиров, готовых финансировать строительство корабля, и на этом корабле убежать от назревающих революций и войн . Приключения обитателей «Ноева ковчега» при освоении законов космоса описываются весьма убедительно (1933 год!!!). Чем же завершится этот полет?
"Воздушный корабль" (1934)
Несколько наивное, в духе времени, повествование. Жанр романа скорее можно определить, как «научная фантазия». Хотя в годы написания романа, идеи об использовании летательных аппаратов легче воздуха уже были несколько устаревшими, была сделана неплохая попытка описания возможного длительного перелёта. Всё получилось по-детски наивно и мило.
"Чудесное око" (1935)
Океанский пароход «Левиафан» потерпел крушение в Атлантическом океане. Потеряны для цивилизации уникальные открытия и изобретения никому неизвестного ученого- инженера энергетической корпорации в Аргентине Бласко Хургеса.
Волей случая, находка записки Хургеса приводит журналиста Азореса в Аргентину. Поиски изобретения Хургеса возглавляет штаб исследователей и моряков СССР. Противостояние советских моряков и авантюриста — золотоискателя Скотта должно закончиться победой советских моряков...
"Звезда «КЭЦ»" (1936)
Повесть популяризирует идеи К.Э. Цилковского и богата не только научными знаниями по астрономии, аэродинамике, физике, археологии, истории, превращаясь в увлекательное сопровождение школьных учебников, но и шедеврами «космической живописи» и инопланетных пейзажей, признанным мастером которых был Беляев.
"Голова профессора Доуэля" (1937)
Ставя свои дерзкие эксперименты, профессор Доуэль и не предполагал, что однажды в роли подопытного животного окажется он сам, а его бывший ученик получит в полную собственность голову своего учителя, чтобы безнаказанно распоряжаться его гениальными мыслями.
"Под небом Арктики" (1938)
Резкая критика фантастики со стороны властных структур в 30-е годы подтолкнуло писателя к созданию произведений популяризующих открытия науки и техники. В данном романе рассматриваются идеи отопления Арктики и Антарктиды, уничтожение вечной мерзлоты. Это история о путешествии американского рабочего в сопровождении советского инженера по освоенному и преобразованному людьми Северу. Беляев описывает оригинальный подземный курорт, превращенный в вечнозеленый, цветущий край.
"Лаборатория Дубльвэ" (1938)
Две научные школы, два пути, одна проблема. Проблема продления жизни в коммунистическом завтра.
"Человек, нашедший свое лицо" (1940)
Второй, более поздний вариант романа «Человек, потерявший своё лицо». Здесь совершенно нет фантастики. Это история поиска Престо своего настоящего нравственного, общественного лица. Роман о том, как человек в борьбе осуществляет мечту своей жизни....
"Ариэль" (1941)
Последнее произведение Александра Беляева. Впервые роман был выпущен отдельной книгой в 1941 году Ленинградским отделением издательства «Советский писатель».
С детства Беляевым владела мечта о свободном — безо всяких аппаратов и механизмов — полете. Роман о летающем человеке — литературное воплощение этой мечты. Как вспоминала вдова писателя Маргарита Константиновна Беляева, «Ариэль» был своеобразной полемикой с романом Александра Грина «Блистающий мир», главный герой которого, Друд, тоже летающий человек. Однако если Друд — герой романтический и трагический, то Ариэль — символ борьбы против порабощения в любых его формах. Сперва это бунт Ариэля против своих «гуру», лицемерных учителей, потом — против лживых моральных норм буржуазного общества и, наконец, протест против социальной несправедливости, против кастово-феодального устройства индийского общества и засилия британских колонизаторов в Индии.
Фантастическое изобретение доктора Хайда — управление броуновским движением молекул человеческого тела, давшее Ариэлю способность летать, — в отличие от mhoi их других идей Беляева, является, по-видимому, чистой литературной условностью Впрочем, советский писатель-фантаст и известный теоретик изобретательства Генрих Альтов в своей статье «Гадкие утята фантастики», исследуя судьбы научно-фантастических гипотез и предвидений Александра Беляева, писал об «Ариэле»: «По мнению литературоведов, это чистейшая сказка. Что ж, можно согласиться — сказка... У подобных сказок есть удивительное свойство становиться реальностью...»
Повести и рассказы
"В киргизских степях" (1924); "Три портрета" (1925); "Среди одичавших коней" (1926); "Белый дикарь" (1926); "Ни жизнь, ни смерть" (1926); «Идеофон» (1926); "Последний человек из Атлантиды" (1926); "Страх" (1926); "Над черной бездной" (1927); "Охота на Большую Медведицу" (1927); "Сезам, откройся!!!" (1928); "Вечный хлеб" (1928); "Мёртвая голова" (1928); "Легко ли быть раком?" (1929); "В трубе" (1929); "Человек-термо" (1929); "Мертвая зона" (1929); "Светопреставление" (1929); "Верхом на ветре" (1929); "Держи на запад" (1929); "Случай с лошадью" (1929); "О блохах" (1929); "Инстинкт предков" (1929); "Отворотное средство" (1929); "Золотая гора" (1929); "Нетленный мир" (1930); "ВЦБИД" (1930); "Город победителя" (1930); "Сильнее бога" (1931); "Чертово болото" (1931); "На воздушных столбах" (1931); "Шторм" (1931); "Земля горит" (1931); "Заочный инженер" (1931); "Воздушный змей" (1931); "Солнечные лошади" (1931); "Рекордный полет" (1933); "Встреча Нового года" (1933); "Необычайные происшествия" (1933); "Пропавший остров" (1935); "Слепой полёт" (1935); "Мистер смех" (1937); "Небесный гость" (1937); "Рогатый мамонт" (1938); "Замок ведьм" (1939); "Анатомический жених" (1940); "Все вижу, все слышу, все знаю"

Экранизации
"Человек-амфибия"
Далекая южная страна взбудоражена появлением в прибрежных водах таинственного серебристого существа, которого молва окрестила «морским дьяволом». Владелец шхуны для ловли жемчуга, жестокий и властный Дон Педро, решает выследить и поймать это существо. Темвременем его невеста, прекрасная Гуттиэре, знакомится со странным молодым человеком по имени Ихтиандр...

"Остров погибших кораблей"
После очередной ссоры с женой герой фильма «переносится» в прошлое, где попадает в водоворот странных событий: арест по обвинению в убийстве, встреча с прекрасной Вивиан, которая так похожа на его жену, кораблекрушение.
В результате молодые люди оказываются на затерянном в океане «острове погибших кораблей». Население острова составляют моряки, пираты, путешественники. Девушке предстоит по жребию достаться одному из обитателей в жены...
"Завещание профессора Доуэля"
Фильм снят по мотивам известного научно-фантастического романа русского писателя Александра Беляева «Голова профессора Доуэля». Много лет крупный ученый пытался решить проблему бессмертия. Он не скрывает от коллег результатов смелых и рискованных экспериментов.
Но однажды случилось непредвиденное: профессор исчез. В преступных целях результатами научных изысканий профессора Доуэля пытается воспользоваться его лучший ученик. Казалось бы, все у него должно получиться…

Обложки к некоторым произведениям

Полезные ссылки
fantlab.ru/autor14 - лабораторная страница Александра Беляева
lib.aldebaran.ru/author/belyaev_aleksandr/ - произведения Александра Беляева на Альдебаране

Отсебятина ))
Три настольных книги в детстве - томики Уэллса, Беляева и Лема. "Остров погибших кораблей", "Человек-амфибия", "Подводные земледельцы", "Продавец воздуха", рассказы о профессоре Вагнере... Что тут сказать? Это читать нужно... Да, возможно, современному поколению будет скучно читать это. В конце-концов нет всесильных магов, неубиваемых воинов, космических кораблей и прочей атрибутики современных произведений. Но зато есть то, что все чаще исчезает - дух приключений, романтики (не путать с розовыми соплями!) и авантюризма...

@темы: книжный ряд