Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
23:30 

Макс Фрай

К чему слова, когда на небе звёзды?
Светлана Мартынчик, Игорь Степанов


Биография
Макс Фрай — «самый загадочный писатель», как было сказано про него по «Эхо Москвы» — при значительной популярности его страницы в Интернете, сетевое пространство содержит о нем самом минимум информации.
Однако, сейчас уже известно, что Макс Фрай — псевдоним писательницы Светланы Мартынчик (и изначально — её дуэта с художником Игорем Степановым).
Светлана Мартынчик родилась в Одессе, училась на филологическом факультете Одесского Государственного Университета; в 1985 году занялась актуальным искусством, в связи с чем учебу пришлось прекратить.
Художник, менеджер художественных проектов. Вместе с другим одесским художником Игорем Степиным получила известность в качестве автора долгосрочного «пластилинового» проекта «Мир Хомана», фрагменты которого демонстрировались на многочисленных персональных и групповых выставках в Москве, Европе и США.
Филолог и художник Светлана Мартынчик объяснила в интервью «Грани.Ru», почему не стала требовать от Дмитрия Диброва, чтобы из записи передачи «Ночная смена» было вырезано упоминание о том, что она и является реальным автором книг «культового писателя» Макcа Фрая.
«Гениально то, что этого (дибровского «разоблачения» — Lenta.Ru) никто не видел и все цитируют по «Ленте». Все узнали по «Ленте», в том числе и я», — признается Светлана Мартынчик.
Помимо субъективных ощущений исчерпанности этой литературной игры («легенда, в сущности, агонизировала») в связи с растущей известностью Светланы в московской художественно-журналистской среде, к тому подталкивала и насущная необходимость: Мартынчик стало известно, что директор издательства «Азбука» Максим Крютченко пытается зарегистрировать в Торговой палате «Макса Фрая» как торговую марку своего издательства.
Светлана рассказала в интервью, что после того, как стало известно о манипуляциях с торговой маркой, она наняла юриста, чтобы пресечь это. Тогда директор московского филиала «Азбуки» Денис Веселов предложил ей, чтобы романы Макса Фрая для «Азбуки» писали — по книжке в квартал — «литературные негры» (не ниже, чем кандидаты филологических наук, обещал г-н Веселов), а она получала бы за каждую книжку сто тысяч рублей «отступного».
«Мне пришлось его силком из машины выпихивать, — вспоминает Светлана Мартынчик. — Физически мне его пришлось выкидывать из машины! Потому что я ему говорила: «Пошел вон, дурак!» — а он отвечал: — «Да нет, ты не понимаешь счастья своего!»
Проблемы с «Азбукой» у Фрая начались после ухода из нее в «Амфору» Вадима Назарова. Сейчас в «Амфоре» выходит книга «Энциклопедия мифов. Подлинная история Макса Фрая, автора и персонажа», в которой Светлана рассказывает о том, как создавался Макс Фрай.
Дело в том (и Мартынчик всячески это подчеркивает), что, хотя все тексты Фрая пишутся ею, нельзя говорить, что «Макс Фрай — это псевдоним Светланы Мартынчик».
«Да, тексты написаны мной, абсолютно все, но у меня-то есть личный демиург, мне повезло. И все миры, которые там описаны, они же не только из моих видений сонных сотканы-то. У этих миров есть создатель — Гошка (художник Игорь Степанов), который вначале даже значился под значком копирайта в качестве соавтора».
Себя же Светлана Мартынчик склонна считать «Аароном». Имеется в виду, что, по библейской легенде, Моисей был косноязычен (или заикался) и для того, чтобы рассказать евреям о полученном им на горе Синай Завете и водить их по пустыне, ему нужен был поднаторевший в красноречии «толкователь» Аарон.
Остается добавить, что в наши дни раскрытие известных псевдонимов не становится драмой ни для их обладателей, ни для читателей.
Самые известные работы Макса Фрая посвящены приключениям его литературного альтер эго, сэра Макса из Ехо. Помимо «Лабиринтов Ехо», выходивших в свет дважды (в первый раз — по мере написания, во второй — все вместе, со значительными изменениями), им посвящены книги «Гнёзда химер» и «Мой Рагнарёк».
В цикле от первого лица рассказывалось о приключениях обычного, на первый взгляд, молодого человека в других мирах. Макс служит в Тайном Сыске. Имеется продолжение цикла — «Хроники Ехо», где герои, знакомые читателю по «Лабиринтам», делятся своими воспоминаниями.
Но это не простое фэнтези, не просто сказки для взрослых. Это и философская притча, и детектив, и несерьезное чтиво для серьезных людей.
Большая часть текста посвящена описанию простых приятных вещей — замечательному вкусу камры (напиток города Ехо), прелести прогулок по самому городу, приятной болтовне между старыми друзьями.
От книги к книге главный герой растет. В первой книге это простой парень, которого только что вытащили из всем знакомого мира (фэнтези!). По ходу истории он учится волшебству, которое в Ехо разлито повсюду — Ехо находится рядом с Сердцем Мира. Ему в этом помогают и друзья-коллеги по Тайному Сыску, и старшие товарищи, и само мироздание. К последней книге выясняется что Макс не просто отличный сотрудник Тайного Сыска, но и… Интересующимся лучше самостоятельно прочитать весь цикл до конца.
Происшествия, описанные в «Гнёздах химер», происходят одновременно с событиями описанными в повести «Жертвы обстоятельств». Точно датировать «Мой Рагнарёк» гораздо сложнее. Существует мнение, что роман относится к периоду жизни Макса, описанному на последних страницах «Тихого Города».
«Гнёзда химер» (1997 и 1999). Роман переиздавался дважды — изначальную, «редакторскую» версию заменили «авторской», затем её же переиздали вместе с «Лабиринтами Ехо». Первая версия при переиздании получила подзаголовок «Хроники Хугайды», вторая — «Хроники Овётганны». Различаются они финалом и несколькими ключевыми моментами.
«Мой Рагнарёк» (1998). Переиздавался вместе с «Лабиринтами Ехо».

Библиография
Цикл «Лабиринты Ехо»
"Лабиринт" ("Чужак", 1996)
"Дебют в Ехо"
"Джуба Чебобарго и другие милые люди"
"Камера номер 5-ХОХ-АУ"
"Чужак"
"Король Банджи"
"Жертвы обстоятельств"
"Путешествие в Кеттари"
"Волонтёры Вечности" (1996)
"Магахонские лисы"
"Корабль из Арвароха и другие неприятности"
"Очки Бакки Бугвина"
"Волонтёры Вечности"
"Тёмная сторона" ("Простые волшебные вещи", 1997)
"Тень Гугимагона"
"Простые волшебные вещи"
"Вершитель" (1997—1998)
"Тёмные вассалы Гленке Тавала"
"Дорот — повелитель манухов"
"Наваждения" (1998)
"Зелёные воды Ишмы"
"Сладкие грёзы Гравви"
"Власть несбывшегося" (1998)
"Возвращение Угурбадо"
"Гугландские топи"
"Болтливый мертвец" (1999)
"Клуб Дубовых Листьев"
"Болтливый мертвец"
"Наследство для Лонли-Локли"
"Книга Огненных Страниц"
"Лабиринт Мёнина" (2003)
"Белые камни Харумбы"
"Лабиринт Мёнина"
"Тихий Город"
"Хроники Ехо"
"Чуб земли"
"Туланский детектив"
"Властелин Морморы"
"Неуловимый Хабба Хэн"
"Ворона на мосту"
"Горе господина Гро"
Отдельные произведения
"Идеальный роман"
"Macht Frei"
"Азбука современного искусства"
"Энциклопедия мифов. Подлинная история Макса Фрая, автора и персонажа"
"Жалобная книга"
"Книга Одиночеств"
Повести и рассказы
"Вечерняя проповедь", "Андриамбахуака и Занахари" (Мальгашская сказка), "Верочка и атомная война", "Гигантские шаги", "Голодный шаман" (Нганасанская сказка), "Казаки-разбойники", "Лисьи чары" (Китайская народная история о необычайном), "Мифоложки", "Море волнуется, раз...", "Почему люди всегда спят" (Бушменская сказка), "Практические советы начинающим демиургам", "Про happy end", "Про Галю, Наташу и виртуальную любовь", "Про Диму и духовные метания", "Про Леню и священную сому", "Про Лизавету Мироновну", "Про Луна-парк", "Про Одиссея", "Про абрикотин", "Про библиотеку", "Про время", "Про выбор", "Про грибы", "Про девять с половиной Америк", "Про деревья на крыше", "Про друзей", "Про евреев", "Про жопу", "Про записки", "Про кофе", "Про ликер «Вебер»", "Про нарды", "Про одиночество", "Про революцию", "Про случайные встречи", "Про смех", "Про старух", "Про страх", "Про страшных Корнейчуков", "Про телеграммы", "Про трубачей", "Про хворост", "Прятки", "Сага про Йона Упрямца и кита" (Исландская сага), "Сказка о Марфе-Старице и семерых Симеонах" (Русская заветная сказка), "Сказка о купце, юноше и обезьяне" (Арабская сказка), "Сказка о невыносимой легкости бытия", "Сказка о смерти и стрекозе", "Сказка про волшебный эликсир", "Сказка про елочку", "Сказка про живых и мертвых", "Сказка про птичку, которая любила улетать на свободу", "Сказка про силу молитвы", "Слепой кот", "Страшная сказка про жизнь", "Энциклопедия вымышленных непристойностей", "Три страшные сказки"

Обложки к некоторым произведениям


Полезные ссылки
www.frei.lt/ - официальный сайт Макса Фрая
frei.hobby.ru/ - еще один официальный сайт Макса Фрая
chingizid.livejournal.com/ - блог Светланы Мартынчик в ЖЖ
www.simglass.ru/ - любительский сайт, посвященный Максу Фраю
community.livejournal.com/ru_exo/ - сообщество в ЖЖ, посвященное Максу Фраю (спасибо Хладу за ссылку)
fantlab.ru/autor98 - лабораторная страница Макса Фрая

Отсебятина ))
Начала читать я книги Макса Фрая уже после того, как познакомилась с миром фэнтези, другими мирами и прочим. Но была приятно удивлена - здесь фэнтези открывалось совсем с другой стороны. Да и фэнтезим это назвать довольно трудно... Большинство книг посвящено постоянному поглощению камры, просмотру видеокассет, описанию тех или иных окрестностей и впечатлений сэра Макса. Задумавшись и взглянув трезво, можно было заметить, что сюжета, как такового, в книгах нет, язык поизведений... э-э-э... ну, достаточно будничный и не блещет изысками. Но все же он чем-то привлекает. Наверняка многим хотелось оказаться на месте этого потрясающе везучего парня Макса, многие примеряли на себя "симптомы ночного человека", как-то подставляли образ Макса под себя... Автор очень удачно использовала прием своеобразной "прикормки", давая читателям, уставшим от реальности, выход в иной мир, полный приключений, магии и покоя.
Так что, как мне кажется, если начинать читать фэнтези, то лучшего "толчка" не найти. Разумеется, я никого не принуждаю, тем более, что последний книги серии "Лабиринты Ехо" сильно отстали от первых, но это все-таки Макс Фрай.

@темы: книжный ряд

Комментарии
2008-04-20 в 15:45 

Хеор
Правильно отмотивированный дурак, бывает полезней немотивированного гения.
Угу. Читал. Потом надоело.

2008-04-20 в 16:49 

К чему слова, когда на небе звёзды?
Потом - это когда?))

2008-04-20 в 17:10 

Правильно отмотивированный дурак, бывает полезней немотивированного гения.
Книге на третьей-четвертой.

2008-04-20 в 22:01 

Хлад
К полезным ссылкам можно добавить и эту:
community.livejournal.com/ru_exo/
З.Ы. Да, а биография Э.Купера в ближайшее время не ожидается?

2008-04-20 в 22:18 

К чему слова, когда на небе звёзды?
Сейчас добавлю...
Пока нет... но если есть желание, когда Админ сообщества появится с отдыха - мы ей сообщим и подумаем, кому поручить это замечательное дело...

2008-04-21 в 00:31 

Хеор
Правильно отмотивированный дурак, бывает полезней немотивированного гения.
А ему и поручите. Хе.

2008-04-21 в 00:52 

Хлад
2 Веда:
Сейчас добавлю...
Пока нет... но если есть желание, когда Админ сообщества появится с отдыха - мы ей сообщим и подумаем, кому поручить это замечательное дело...

Желание- есть. :-) Но самая подробная биография/библиография Э.Купера была в журнале "Если" ( в том номере, где был опубликован роман Купера "Наследники Сверхчеловека"). Этой биографии/библиографии в сети, увы, нет.:-( Автор ее- В.Гаков, ЕМНИП.

2008-04-21 в 00:59 

К чему слова, когда на небе звёзды?
Примем к сведению, спасибо)))

2008-04-23 в 01:21 

Маг-студиозус
Забавно. Хек. Хек. Хек.
Читал года два назад, все что было. Был в восторге. Даже перечитывал. А сейчас попробовал перечитать - не идЁть. =( Резко и жестко не претЪ. Это, видимо, к вопросу об испорченых воздушных шариках.
По памяти, особенно впечатлила "Книга Огненных Страниц" и, пожалуй, последняя - "Тихий город", в последнем - расклад верный, но очень уж фантасмагорично, символично и аллегорично =) Вне Ехо - "Гнезда химер", однозначно хороши, особенно тамошние "словяне" и их язык, етидренный хряп! Из "Хроник" первенство держит "Ворона на мосту", действительно забавная и поучительная история =) И присказка про ворону - чудо как хороша. Провда, я еще не читал "Горе господина Гро". Надо поправить.

   

Рудазов и его ботинки

главная